На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Политический вестник

4 316 подписчиков

Свежие комментарии

  • Анфиса Иванова
    Путин говорит что готов к " стамбульскому пакету переговоров" ...а там Киев и Украина остаются у хохлов...  Так что н..."Киев русские воз...
  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    Это хорошо пусть приходят, бандеровцы, нацики, уголовники, нарики, евреи с англосаксами и жидомасонами и т.д. все буд...Поляки всё же при...
  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    Интересно опять будут бла бла бла травить и ни каких действий... России тоннель под Ламаншем нужен, так в чем проблем...Ядерный щит Росси...

России пора включиться в гонку нейроинтерфейсов

Федеральная программа по чипированию мозга в России не разрабатывается: ее признали нецелесообразной на уровне правительства еще в конце прошлого года. Об этом сообщила пресс-служба Минобрнауки РФ.

Это заявление прозвучало в ответ на публикацию издания «Коммерсант», в которой говорилось, что в России создана рабочая группа для проработки новой федеральной программы «Мозг, здоровье, интеллект, инновации на 2021-2029 годы», а документы по ней якобы были одобрены президентом Владимиром Путиным. По мнению «Коммерсанта», глава государства поручил председателю правительства Михаилу Мишустину и руководителю администрации президента Антону Вайно «проработать целесообразность» этой программы.

Так что же в действительности происходит сейчас на переднем крае научных исследований, касающихся человеческого мозга? И насколько близко Россия, да и весь остальной мир подошли к задаче «чипирования мозга»? Об этом — в материале ФАН. ФБА «Экономика сегодня» &nbsp/&nbsp Что хотят подключить к мозгу

Еще раз подчеркнем: согласно сообщению пресс-службы Минобрнауки, никакие исследования по «чипированию российских граждан», да еще и с привлечением государственных средств, не ведутся. «Указанная программа не имеет финансирования. В конце прошлого года на уровне правительства было принято решение о нецелесообразности ее разработки», — говорится в заявлении ведомства. Тем не менее, такой документ, судя по всему, действительно существовал и рассматривался, поскольку пресс-служба Минобрнауки де-факто признала его существование. Так что же содержал в себе пресловутый доклад о «чипировании россиян»?

Об этом говорится в целом ряде сопутствующих публикаций, которые прошли с гораздо меньшим резонансом в узкоспециальной научной среде. Из них следует, что проект «Мозг, здоровье, интеллект, инновации на 2021-2029 годы» в первую очередь предполагал исследования в области так называемых нейроинтерфейсов (brain-computer interface — BCI).

Нейроинтерфейс — это вовсе не «чипирование», которое в массовой культуре часто определяется как внешнее воздействие на поведенческие или рассудочные функции индивидуума за счет подачи к мозгу внешних управляющих импульсов. Нейроинтерфейс же выполняет строго обратную функцию: он позволяет управлять внешними устройствами — экзоскелетом, исполнительными органами, сложным оборудованием, датчиками или компьютерным интерфейсом напрямую, с помощью электрических сигналов мозга.

То есть, фактически, нейроинтерфейс — это гораздо более продвинутый вариант клавиатуры, джойстика, компьютерной мыши или голосового интерфейса современных смартфонов, которые служат нам сегодня основными способами общения со сложными автоматизированными и компьютеризированными системами. В нейроинтерфейсе преобразование сигналов мозга идет к исполнительным органам напрямую, без участия мускульной силы или голоса человека, что позволяет добиться меньшего времени реакции, большего быстродействия и, в перспективе, — большей точности команд.

Нейроинтерфейсы позволяют передавать команды на исполнительные устройства даже тогда, когда у человека по каким-то причинам нарушены речевые или двигательные функции, например после перенесенного инсульта. В этом случае команды мозга позволяют передавать команды напрямую на экзоскелет, который, в свою очередь, помогает тренировать ослабленные мышцы человека в ходе восстановительной физиотерапии. Федеральное агентство новостей &nbsp/&nbsp Так что же, никаких электродов в мозгу?

На сегодняшний день уровень наших знаний о мозге вполне позволяет обойтись неинвазивными методами считывания его сигналов. Никакие «электроды» или «чипы» напрямую к мозгу подключать не надо: достаточно обычных внешних электромагнитных датчиков, которые, скажем, используются при снятии электроэнцефалограммы. В Японии на таком принципе даже сделали шуточный обруч с «кошачьими ушками», которые позволяют любителям аниме управлять дополнительными бутафорскими ушами буквально «силой мысли».

Современные ученые вообще крайне скептически относятся к внедрению электродов в нервную ткань, поскольку у этого метода есть масса отрицательных последствий. Это стало понятно еще в 1950-х годах, когда американские ученые, исследовавшие поведение грызунов и внедрявшие им электроды в мозг, случайно открыли «центр удовольствия» у крыс. Если крысе с внедренным в «центр удовольствия» электродом предоставить выбор между стимулированием мозга через электрод и едой, то она будет бесконечно активировать электрод и в итоге умрет от голода, отказываясь от еды.

Поэтому теперь внедрение электродов в мозг стараются проводить только по жизненным показаниям и с четким пониманием, «куда тыкать».

Например, с 1980-х годов в медицине стали массово применяться кохлеарные имплантаты. Это медицинские протезы, которые своими электродами воздействуют непосредственно на слуховой нерв и позволяют слышать людям, у которых наблюдается нейросенсорная тугоухость — повреждение проводящего слухового пути. На сегодняшний день по всему миру людям установлено уже более 700 000 кохлеарных имплантатов, и все эти бывшие глухими люди получили возможность слышать звуки.

На сегодняшний день врачи научились бережно воздействовать даже на глубинные структуры мозга. Например, рутиной стала нейрохирургическая коррекция при болезни Паркинсона. После первых, достаточно неудачных опытов, начатых еще в 1960-х годах, ученые уже к концу 1980-х смогли получить стабильные результаты при лечении этой болезни, внедряя электроды в глубинную структуру мозга, таламус. В мире «с электродами в мозгу» живут уже более 60 000 больных болезнью Паркинсона, для которых стимуляция их мозга электродами стала единственным способом вернуться к активной жизни.

Если сложить все области применения нейроинтерфейсов, то получится, что общемировые инвестиции в них уже достигают нескольких миллиардов долларов ежегодно. Например, в Китае еще в 2016 году был принят China Brain Project, который за прошедшие пять лет получил финансирование в размере более 3 млрд долларов, а всего рассчитан на 15 лет. По экспертным оценкам, аналогичные исследования в США тоже перешагнули через отметку в 1 млрд долларов.

В такой ситуации Россия действительно может и даже должна использовать свои наработки в области медицины, биологии, компьютерных наук и наук о мозге, чтобы получить отечественные технологии нейроинтерфейсов. И сделать это легко — но без страшилок о «чипировании граждан».

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх